Аудит персонала — система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации.
Цель аудита персонала — оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.
Задачи аудита персонала:
- определить соответствие организационного и кадрового потенциала целям и стратегии развития организации;
- выявить соответствие деятельности персонала и структуру управления организации существующей нормативно-правовой базе;
- определить эффективность работы с персоналом по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями;
- выявить причины возникающих в организации социальных проблем и определить возможные пути их разрешения или снижения негативного воздействия.
Принципы аудита персонала
Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для любой аудиторской проверки принципов: профессионализм, независимость, достоверность, честность, объективность, сопоставимость с международным правом.
Аудиту подлежат три основные области:
1.процессы — управленческие и кадровые, их соответствие стратегическим целям и задачам организации, технологическому уровню;
2.структуры — эффективность организационной структуры, ее адекватность реализуемым процессам;
3.персонал — качество, численность, распределение внутри организации, наличие кадрового резерва, качество резерва.
Показатели аудита персонала
Определить кадровый потенциал одним показателем невозможно. Поэтому применяется система показателей, отражающая различные стороны трудового потенциала организации. К ним можно отнести следующие показатели:
- анализ списочного состава работников по социально-демографическим характеристикам;
- анализ структуры кадрового состава по психологическим характеристикам;
- оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценку обеспеченности персоналом технологического процесса;
- оценку соответствия образовательного и профессионально-квалификационного уровня персонала, степени его подготовленности требованиям производственной деятельности;
- анализ структуры кадрового состава на соответствие требованиям технологии и классификатору должностей;
- проверку и анализ данных об использовании рабочего времени;
- оценку текучести кадров и абсентеизма, изучение форм, динамики причин движения работников, анализ потоков перемещений внутри организации, состояния дисциплины труда;
- определение в динамике количества работников, занятых неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом;
- исследование социальных аспектов трудовой деятельности (мотивации труда, профессионально-квалификационного роста, семейного положения, обеспеченности жильем и др.);
- сбор и анализ данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условий (состояние рабочих мест, мест общественного питания);
- диагностику управленческого, инновационного потенциала персонала организации, его способности к обучению.
Основные параметры аудита кадровых процессов
Кадровые процессы
|
Содержание аудита кадровых процессов
|
1. Планирование трудовых ресурсов
|
- Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в персонале
- Оценка программ с точки зрения соответствия целям, орг-культуре, перспективам развития организации
|
2. Набор персонала
|
- Оценка перспектив внутренних и внешних источников привлечения персонала с точки зрения актуальной ситуации и стратегии развития организации
- Оценка адекватности предлагаемых к использованию методов набора с точки зрения требований к персоналу, кадровой стратегии и тактике организации
|
3. Отбор персонала
|
- Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур
- Анализ изменений кадрового потенциала организации
|
4. Адаптация персонала
|
- Оценка эффективности имеющихся методов адаптации персонала
- Выявление проблем, возникающих в период адаптации
|
5. Система стимулирования
|
- Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации
- Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения
|
6. Обучение персонала
|
- Оценка программ с точки зрения эффективности обучения, практической ориентированности, формирования мотивации к труду, создания благоприятной атмосферы в рабочих группах
- Разработка и апробация альтернативных программ
|
7. Оценка трудовой деятельности
|
- Оценка результативности использования методик
- Адаптация эффективных методик оценки
|
8. Перемещения сотрудников
|
- Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга
- Оценка результативности методов планирования карьеры
- Оценка адекватности программ развития персонала целям, стратегии и состоянию развития организации
|
9. Подготовка руководящих кадров
|
- Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации
- Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала
|
10. Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри организации
|
- Диагностика кадровых процессов и социально- психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации
- Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу)
- Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационных коммуникациях
|
Классификация типов аудита персонала
Признак классификации
|
Тип аудита персонала
|
Основные характеристики
|
1. Периодичность проведения
|
- текущий
- оперативный (специальный)
- регулярный
- панельный
|
- проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени
- проводится по оперативному распоряжению руководства
- проводится через определенные промежутки времени
- проводится с определенной периодичностью, с неизменной методикой и инструментарием на тех же группах людей и тех же объектах
|
2. Полнота охвата изучаемых объектов
|
|
- охватывает все объекты
- охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект
|
3. Методика анализа
|
- тематический
- комплексный
- выборочный
|
- включает все объекты, но по одной тематике
- используется весь арсенал методов
- анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике- выборке
|
4. Уровень проведения
|
- стратегический
- управленческий
- тактический
|
- оценка производится на уровне высшего руководства
- оценка производится на уровне линейных руководителей
- оценка производится на уровне службы управления персоналом
|
5. Способ проведения проверки
|
|
- проводится силами сторонних специалистов (организаций)
- проводится работниками самой организации
|
Этапы аудита персонала:
1.Подготовительный. На этом этапе определяются цели аудита, осуществляется подбор персонала для проведения аудиторской проверки, разрабатываются внутриорга- низационные документы (приказ, распоряжение), определяются сроки, задачи, исполнители и участники проверки, проводится инструктаж исполнителей и участников, разрабатывается план сбора, предоставления и программы рассмотрения анализируемой информации.
2.Этап сбора информации. В процессе сбора информации проводится мониторинг персонала, проверяется документация и отчетность, проводятся наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, осуществляется предварительная обработка статистических данных. Компьютерная техника и современные информационные технологии позволяют ускорить и качественно оформить эти процедуры.
3.Этап обработки и анализа информации. Полученная информация обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, а потом по разработанному алгоритму осуществляются анализ и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с другими аналогичными организациями или научно обоснованными нормами.
4.Заключительный этап. На этом этапе готовится отчет о результатах аудиторской проверки, формулируются выводы и рекомендации по рационализации труда персонала и совершенствованию службы персонала организации.
По результатам аудита можно оценить:
- коэффициент кадровой обеспеченности и потребность в персонале;
- качественную структуру управленческого персонала;
- потребность в обучении;
- стили управления;
- социально-психологический климат;
- инновационный потенциал;
- основные источники сопротивления изменениям;
- распределенность персонала в рамках организации.